В эпоху развивающихся технологий и ускоренной глобализации обмен информацией становится все проще. Эта тенденция обнаруживается не только среди молодого поколения на бытовом и личном уровне, но и в науке, о чем свидетельствуют различные межвузовские мероприятия, все чаще организуемые в университетах и институтах разных городов нашей страны и (скрыто или явно) объединенные общей идеей развития инноваций и конвергентности знаний в современной науке. В наши дни как никогда прежде этому развитию активно содействует студенческая наука, и именно под таким названием – «Студенческая наука» – уже более десяти лет в Москве проходит межвузовская научно-практическая конференция.

Главным организатором конференции является один из крупнейших в нашей стране научных форумов «Студенческая наука», который ежегодно на базе научной деятельности более чем 80 вузов столичного региона объединяет в единое целоесилы молодых специалистов. Программа конференции, проводящейся на разных площадках столицы, включает более 80 разнопрофильных секций, целью которых, согласно официальному сайту Московского Студенческого Центра, является «вовлечение в науку талантливой молодежи с целью возрождения былой славы отечественной научной мысли».

В этом году в конференции приняли участие все факультеты Академии имени Маймонида. В частности, 23 ноября состоялись заседания секций «Классика или инновация: исследования иудаики, иврита и идиша в контексте современности» (филологический факультет) и «Музыкальное искусство и образование: современные реалии, взгляд на будущее» (факультет мировой музыкальной культуры), куратором которых выступила директор Академии имени Маймонида, кандидат культурологии, профессор Янкелика Игоревна Сушкова-Ирина. В рамках последней из названных секций были заслушаны доклады бакалавров, специалистов, ассистентов-стажеров и аспирантов музыкально-исполнительских и историко-теоретической специальностей, затрагивающие самые разные вопросы музыкального искусства – от философско-эстетических до методико-исполнительских и технических. Рассматривались приемы вокального и инструментального исполнительства, черты различных стилей в музыке, междисциплинарные проблемы и многое другое.

Особенностью данной конференции является то, что она проводится в форме конкурса, что способствует развитию и поддержанию интереса молодого поколения к участию в научных мероприятиях и к научной деятельности в целом. В президиум секции «Музыкальное искусство и образование: современные реалии, взгляд на будущее» вошли кандидат искусствоведения, доцент А.В. Буданов, доктор искусствоведения, кандидат философских наук М.Л. Зайцева и кандидат искусствоведения, доцент Е.В. Клочкова. Мы задали несколько вопросов Марине Леонидовне Зайцевой о том, как прошло заседание секции у музыкантов.

Довольны ли вы итогами конференции?

– Безусловно, доклады, которые прозвучали на конференции, показали, как растут наши ученики, насколько яркие темы они берут – здесь превалирует искусство XX века и исполнительское искусство. Конференция продемонстрировала, насколько наши студенты интересуются профессиональными вопросами.

Удалось ли участникам за отведенные временные рамки раскрыть темы своих выступлений в полной мере?

– Да, я считаю, что этого времени вполне хватило. Мне кажется, что этот формат позволяет, прежде всего, не столько что-то понять самой публике, сколько самому выступающему проверить качество своих идей. Очень ценными были не только сами выступления, но и вопросы, в которых выяснялось то, что, возможно, не прозвучало в докладе. Вопросы помогли более полно раскрыть тему и додумать самому выступающему то, что могло быть не додумано.

Какие из затронутых проблем вы считаете наиболее актуальными?

– Очень понравились темы, связанные с современным исполнительским искусством: гитарное, скрипичное. Был доклад о виоле д’амур – очень экзотическом инструменте, который сегодня оказывается достаточно востребованным в музыкальной практике. Раскрывались и достаточно изученные вопросы, связанные, допустим, с темой «Турандот», трансформацией этого сюжета в китайском искусстве – получилось великолепное раскрытие темы, пусть оно культурологическое, текстово-филологическое, но для музыкантов это оказалось очень интересным. Поэтому независимо от рассматриваемой эпохи, везде чувствовалась и живая исследовательская мысль, и неподдельно искреннее отношение, и заинтересованность в объекте исследования у ребят, которое заряжало всю публику.

Какие критерии оценки студенческих выступлений вы считаете наиболее важными?

– Безусловно, новизна темы. Либо оригинальность ее решения, то есть когда абсолютно традиционная тема раскрывается совершенно по-новому. Например, «Турандот» – говорится о национальном виде борьбы, о мифологических корнях, которые причудливым образом перекликаются с темой «Турандот». Также и вокальные циклы Шуберта раскрывались с исполнительской, с методической точки зрения.

Очевидно, что результаты заседаний свидетельствуют не только о том, что основная цель конференции достигается с большим успехом, но и о том, что молодое поколение специалистов, только ступающих на свой путь под руководством педагогов Академии имени Маймонида, обладает большим научным потенциалом и готово внести достойный вклад в отечественное гуманитарное знание.

Напомним, что в секции "Музыкальное искусство и образование: современные реалии, взгляд на будущее" призовые места распределились следующим образом:

1 место - Леонид Патеюк,
2 место - Роман Шапиро,
3 место - Регина Будагян.

 

Студентка 3 курса специальности «Музыковедение»

Лада Карташова

 

English (UK)Русский (РФ)